Версия для слабовидящих

Противодействие коррупции

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ "КОРРУПЦИЕЙ"?

Частью 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 No 273-ФЗ установлено, что коррупция - это: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

 

ЧТО ТАКОЕ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ"?

Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

КАКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ НАДЕЛЕНЫ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ?

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений (преступлений) и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы.

 

ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 No 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

 

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ ВЗЯТКИ?

Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 No 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

 

МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЁН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСРЕДНИК ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ?

Да, может.

Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.

КАКОВ УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, СООБЩИВШЕГО О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ, ЕСЛИ ЭТОТ ФАКТ НЕ БУДЕТ ДОКАЗАН?

Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 "Клевета" Уголовного кодекса РФ.

 

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЁН ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).

 

ВОЗВРАЩАЮТСЯ ЛИ ВЗЯТКОДАТЕЛЮ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНЫЕ ЦЕННОСТИ, СТАВШИЕ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 No 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

 

Нормативные и правовые акты по противодействию коррупции

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О противодействии коррупции"

  2. Национальный план  противодействия коррупции на 2016-2017 г.г., утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 01 апреля 2016 г. № 147

  3. Закон Орловской области от 10.04.2009 N 893-ОЗ (ред. от 24.12.2015) "О противодействии коррупции в Орловской области" (принят ООСНД 03.04.2009)

  4. Указ Губернатора Орловской области от 16.08.2010 N 230 (ред. от 15.02.2017) "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов")

  5. Указ Губернатора Орловской области от 13.10.2015 N 545 "О мерах по организации деятельности в сфере противодействия коррупции в Орловской области" (в ред. от 01.03.2017) (вместе с "Положением о Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Орловской области", "Положением о порядке рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Орловской области, и урегулирования конфликта интересов")

  6. Постановление Правительства Орловской области от 29.11.2012 N 444 (ред. от 30.12.2016) "Об утверждении государственной программы "Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества"

  7. Указ Президента РФ от 23.06.2014 N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"

  8. Распоряжение Правительства Орловской области от 26.05.2016 №230-р (в ред. от 18.08.2016) «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной государственной власти Орловской области на второе полугодие 2016 года и 2017 год»

  9. Указ Губернатора Орловской области от 10.06.2013 N 243 (ред. от 06.08.2013) "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Орловской области и признании утратившим силу указа Губернатора Орловской области от 3 ноября 2009 года N 355 "О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в учреждениях, предприятиях, иных организациях, учредителем которых является Орловская область, а также лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".

  10. Указ Губернатора Орловской области от 06.08.2013 N 344 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Орловской области, государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Орловской области, и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Орловской области и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования"

  11. Постановление Правительства Орловской области от 11.09.2013 N 313 (в ред. от 10.01.2017) "Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей государственных учреждений Орловской области и членов их семей в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" и предоставления этих сведений для опубликования общероссийским и областным средствами массовой информации".

 

"Горячая линия" для приема обращений граждан Российской Федерации по фактам коррупции в БУЗ Орловской области «Орловский онкологический диспансер»: адрес электронной почты "Горячей линии" для приема обращений граждан по фактам коррупции в органах здравоохранения Орловской области в форме электронного документа oguzood@mail.ru

 

Правила приема обращений, поступивших на "Горячую линию"

По "Горячей линии" адресу принимается и рассматривается информация о фактах:

- коррупционных проявлений в действиях руководителей учреждений здравоохранения Орловской области и государственных гражданских служащих здравоохранения Орловской области (далее - служащие);

- конфликта интересов в действиях служащих;

- несоблюдения служащими установленных в целях противодействия коррупции обязанностей,

- ограничений и запретов, а также требований о предотвращении и (или) урегулировании

- конфликта интересов.

Не рассматриваются:

- анонимные обращения;

- обращения, не касающиеся коррупционных действий служащих;

- обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи.

 

При направлении обращения в форме электронного документа на адрес электронной почты гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Обращения, поступившие на "Горячую линию", подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными законами "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и "О противодействии коррупции".